Главная » Отпуск » Основные представители классицизма в русской литературе. Представители классицизма, определение. Таким образом, с Ломоносова началась новая эпоха в русской культуре, эпоха просвещения и гармонии науки и культуры

Основные представители классицизма в русской литературе. Представители классицизма, определение. Таким образом, с Ломоносова началась новая эпоха в русской культуре, эпоха просвещения и гармонии науки и культуры

КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus - образцовый) - художественное направление в европейском искусстве рубежа XVII - XVIII - начале XIX века, сформировался во Франции в конце XVII ве­ка. Классицизм утверждал главенство государственных интересов над личными, преобладание гражданских, патриотических мотивов, культ нравственного долга. Для эстетики классицизма характерна строгость художественных форм: композиционное единство, нормативный стиль и сюжеты. Представители русского классицизма: Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Сумароков, Княжнин, Озеров и другие.

В то же время есть и много портретов этого времени. Нередко классические архитектурные элементы были включены в сюжетную тему. Первые картины классицизма были сделаны во Франции и контрастированы с произведениями рококо. Прохладная ясность и разум типичны для картин французских классиков. В немецкоязычном мире работы были менее строгими, поскольку лирические и романтические живописные элементы нашли свой путь в живописи. Неудивительно: арт-историческая эпоха романтизма сопровождала классицизм в живописи и литературе.

Важные классические художники. Карл Фридрих Шинкель - один из самых важных архитекторов классицизма. Далее на юг Лео фон Кленце развернулся в качестве придворного архитектора короля Баварии в рамках классической трансформации Мюнхена. Глиптотека и Зал славы были переинтерпретированы на основе греческой архитектуры. В живописи наиболее выдающимися художниками являются французы.

Одной из самых важных черт классицизма является восприятие античного искусства как образца, эстетического эталона (отсюда и название направления). Цель - создание произведений искусства по образу и подобию античных. Кроме того, на формирование классицизма огромное влияние оказали идеи Просвещения и культ разума (вера во всемогущество разума и в то, что мир можно переустроить на разумных началах).

Как придворный художник французской королевской семьи, его знаменитая интерпретация Наполеон пересекает Великую Святую. Карл Фридрих Шинкель. Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн. Известным немецким представителем классицизма является Иоганн Генрих Вильгельм Тишбейн из знаменитой семьи художников Гессиана. Как и многие его коллеги-художники, он некоторое время оставался в Италии для учебы. Под влиянием древнего искусства его стиль эволюционировал от рококо до классицизма. Также следует отметить силезский художник Якоб Асмус Карстенс, вдохновленный мифологией греков и древней классикой для его произведений.

Классицисты (представители классицизма) воспринимали художественное творчество как строгое следование разумным правилам, вечным законам, созданным на основе изучения лучших образцов античной литературы. Исходя из этих разумных законов, они делили произведения на «правильные» и «неправильные». Например, к «неправильным» относили даже лучшие пьесы Шекспира. Это было связано с тем, что в шекспировских героях соединялись положительные и отрицательные черты. А творческий метод классицизма складывался на основе рационалистического мышления. Существовала строгая система характеров и жанров: все характеры и жанры отличались «чистотой» и однозначностью. Так, в одном герое категорически запрещалось не только соединять пороки и добродетели (то есть положительные и отрицательные черты), но даже несколько пороков. Герой должен был воплощать какую-либо одну черту характера: либо скупец, либо хвастун, либо ханжа, либо лицемер, либо добрый, либо злой и т. д.

Женским представителем классицизма является Анжелика Кауфманн. Уже в возрасте шести лет она считалась вундеркиндом и получила грант, который в то время был довольно необычным для девочек. Кауфманн прославился своим портретом классического археолога Иоганна Иоакима Винкельмана. Будучи хорошим другом Гете, она сделала иллюстрации для своей пьесы Ифигении на Тавриде и создала под влиянием Антона Рафаэля Мэнса также многочисленные произведения в классическом стиле.

Выдающиеся классические работы. Одна из самых известных классических картин называется «Юпитер и Тетис». Показана морская нимфа Фетида, которая просит Небесного Отца Юпитера о судьбе ее сына Ахиллеса - типичного классицистического мотива. Также выдающееся произведение искусства «Смерть Сократа», которое можно полюбоваться в Музее искусств Метрополитен в Нью-Йорке. «Гете в Кампании» Иоганна Генриха Вильгельма Тишбейна.

Основной конфликт классицистических произведений - это борьба героя между разумом и чувством. При этом положительный герой всегда должен делать выбор в пользу разума (например, выбирая между любовью и необходимостью полностью отдаться служению государству, он обязан выбрать последнее), а отрицательный - в пользу чувства.

То же самое можно сказать и о жанровой системе. Все жанры делились на высокие (ода, эпическая поэма, трагедия) и низкие (комедия, басня, эпиграмма, сатира). При этом в комедию не полагалось вводить трогательные эпизоды, а в трагедию - смешные. В высоких жанрах изображались «образцовые» герои - монархи," полководцы, которые могли служить примером для подражания. В низких выводились персонажи, охваченные какой-либо «страстью», то есть сильным чувством.

Самая известная работа Тишбейна была создана в рамках его второго пребывания в Италии. За это время он подружился с Иоганном Вольфгангом фон Гете и отправился с ним в Неаполь. «Смерть Марата» Жака-Луи Давида. Эта картина очаровывает прежде всего ее политическую взрывоопасность. Будучи якобином и членом Комитета безопасности, Дэвид был ответственен за падение Робеспьера и был заключен в тюрьму. После того, как его ученики были спасены из тюрьмы, он закончил картину «Смерть Марата», с которой он поднял убитого недавно Жан-Поля Марата мученику революции.

Особые правила существовали для драматических произведений. В них должны были соблюдаться три «единства» - места, времени и действия. Единство места: классицистическая драматургия не допускала смены места действия, то есть в течение всей пьесы герои должны были находиться в одном и том же месте. Единство времени: художественное время произведения не должно было превышать нескольких часов, в крайнем случае - одного дня. Единство действия подразумевает наличие только одной сюжетной линии. Все эти требования связаны с тем, что классицисты хотели создать на сцене своеобразную иллюзию жизни. Сумароков: «Старайся мне в игре часы часами мерить, чтоб я, забывшись, мог тебе поверить*.

Портрет можно любоваться сегодня в Брюсселе в Королевских музеях изящных искусств. Как популярный портретный художник своего времени, Энгр получил многочисленные портретные комиссии влиятельных личностей. Картины поразительно детализированы одеждой и аксессуарами.

В классицизме, однако, появляются не только картины. Есть также специальные здания и скульптуры, которые можно отнести к эпохе искусства. Мраморная статуя «Амур и Психея», которую можно посетить в Лувре, созданная Антонио Кановой, является типичным свидетельством и шедевром скульптурного искусства классицизма. Показанный эмоциональный момент, когда Амор пробуждает безжизненную психику с поцелуем. Берлинские ворота, построенные по планам Карла Готтарда Лангхана, также происходят из раннего классицизма.

Итак, характерные черты литературного классицизма:

Чистота жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких - трагические и возвышенные);

Чистота языка (в высоких жанрах - высокая лексика, в низких - просторечная);

Герои строго делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему;

Демаркация и отличие от историзма. В конце периода классицизма в архитектуре и искусстве развился так называемый историзм. Хотя демаркация к классицизму непростая, есть еще некоторые элементы, характерные для историзма. Прежде всего, есть большая декоративная радость исторических зданий. Богатая буржуазия отошла от спартанского стиля и уделяла больше внимания оборудованию эпохи Вильгельмины. В отличие от классицизма, историзм также использует различные компоненты других тенденций и других стилей, таких как неоромантизм, неоготический, нео-ренессанс, нео-барокко и неорококо.

Соблюдение правила «трех единств»;

В произведении должны утверждаться положительные ценности и государственный идеал.

Для русского классицизма характерен государственный пафос (государство (а не человек) было объявлено высшей ценностью) в соединении с верой в теорию просвещенного абсолютизма. Согласно теории просвещенного абсолютизма, государство должен возглавлять мудрый, просвещенный монарх, требующий от каждого служения на благо общества. Русские классицисты, во-одушевленные петровскими реформами, верили в возможность дальнейшего совершенствования общества, которое представлялось им разумно устроенным организмом. Сумароков: «Крестьяне пашут, купцы торгуют, воины защищают отечество, судии судят, ученые взращивают науки». Так же рационалистично классицисты относились и к природе человека. Они полагали, что при­рода человека эгоистична, подвержена страстям, то есть чувствам, которые противостоят разуму, но при этом поддается воспитанию.

Где разница с неоклассицизмом? С другой стороны, «неоклассицизм» имеет два значения: с одной стороны, классицизм за пределами Центральной и Восточной Европы называется неоклассицизмом, с другой стороны, термин в наших широтах описывает свой неоклассический ток в конце и с точки зрения архитектуры, неоклассицизм считается своего рода коллективным термином, многочисленные течения объединились, которые прибегали к антикварным и классическим моделям. Неоклассический период рассматривается как начало современности.

Цель состояла в том, чтобы противостоять развивающейся классической современности и поддерживать традиции, старые ценности и структуры. Поэтому снова опирался на мотивы и идеи греческого и римского происхождения и создал архитектуру с классическими элементами. Карло Карра, Пабло Пикассо и Джорджио де Кирико, среди прочих, находятся под влиянием неоклассицизма в живописи и скульптуре.




КЛАССИЦИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ

  • ПРЕДСТАВИТЕЛИ

  • КЛАССИЦИЗМА

ЖАН БАТИСТ МОЛЬЕР




Роль Жана-Батиста Мольера как актер и драматург

    Роль Жана-Батиста Мольера в классической литературе не менее значима, чем вклад Никола Буало. Если Буало можно назвать теоретиком всей литературы классицизма, то Мольер применил эти принципы на практике, положив начало классическому комедийному театру, как актер и драматург . Он первый удачно слил традиции средневекового фарса и итальянских комедийных традиций. Благодаря произведениям Мольера небольшая труппа, дававшая спектакли во многих замках от Нормандии до Лангедока имела огромный успех и уже вполне могла соперничать с прославленными итальянскими актерами.

    Классицизм в литературе? В отличие от историко-исторического термина «классицизм», литературно-научный термин описывает литературный язык, который считается классическим. Это относится к предпочтению словарного запаса и стиля известных авторов, чьи работы считаются авторитетными. Если литературный классицизм экстремален, стилистические устройства, фразы и слова этих авторов последовательно устраняются. С другой стороны, неоклассицизм описывает свое литературное направление. Представителем этого направления был Герхард Хауптманн.

    Во многих отношениях Некрасов представляет собой прямой контраст с Тютчевым. Даже благодаря его радикальным политическим убеждениям и помещая свою «Музу мщения и горе» полностью на службу обездоленным и лишенным наследства. Он классический представитель обвинительной тенденции - поэзии, и, соответственно, он один из немногих русских поэтов второй половины века, который не только не работал «в глазах общественности», но даже пользовался большой популярностью. Странно то, что Некрасов, несмотря на свою тенденцию, несмотря на множество мелочей, разбросанных в его «буржуазной лирике», был поэт по милости Божьей и что тенденция заключалась не в том, чтобы раздавить его великие дары.



комедия «Смешные жеманницы»,

  • Первым крупным произведением Мольера, получившим одобрение публики, стала пятиактовая комедия «Смешные жеманницы», показавшая все лицемерие, напыщенность и никчемность светских «львиц» и нравов знатных господ.

  • Однако, с успехом у публики пришла и вражда с теми, кого автор так беспощадно высмеивал. Тем не менее, после выхода в свет очередной постановки «Сганарель или мнимый рогоносец» труппа Мольера получает в свое распоряжение целый театр , в котором достаточно плодотворно работает много лет.




    Будучи великим комедиографом, Жан-Батист Мольер оставил после себя не только тексты своих произведений, но и целый жанр «высокой комедии» не существовавший до той поры. Его работы достаточно просты и понятны всем, желающим понять и услышать. Как и вся литература классицизма, они касаются наиболее важных тем – любви, отношений в семье, нравственности, воспевают тех, кто способен бороться за собственное счастье, побеждая пережитки прошлого.

    В возрасте шестнадцати лет он приехал в Петербургский университет, и, поскольку его родители были довольно бедными, ему приходилось испытывать большие трудности во время учебы. Чтобы ужиться, он занялся профессией журналиста и писал газетные заметки, эссе и даже романы. Это был самый плодородный период его жизни, в котором появились его лучшие и известные тенденции, все были наполнены пылающим протестом против эксплуатации крестьян и рабочих, и особенно против жалкого положения женщин в сельской местности; в те же годы он писал свои стихи: Мороз с красным носом, Дорфхаузиер, Железная дорога.



Сцены из спектаклей по пьесам Мольера



РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ Михаил Васильевич Ломоносов



^ Михаил Васильевич Ломоносов

  • Гений русской науки и литературы, надолго переживший свою эпоху, Михаил Васильевич Ломоносов поистине является самой яркой фигурой эпохи русского классицизма. Благодаря собственному целеустремленности и упорству он получил блестящее образование, закончив лучшие университеты того времени.



Во всей деятельности Ломоносова были четко видны

  • Во всей деятельности Ломоносова были четко видны гуманистические идеалы классицизма . Именно он создал основу не только российской науки, но и литературы и просвещения.

  • Ему принадлежат теоретические труды о правилах нового стихосложения , где он рассуждает о самой сути и природе русского языка и его фонологической системе.

  • Его перу принадлежат так же труды на исторические, искусствоведческие и филологические темы, а так же многочисленные открытия в точных и естественных науках.




Сам же автор отдавал предпочтение высокому стилю , т.е. стихотворным одам Ломоносова

Гений русской науки и литературы, надолго переживший свою эпоху, Михаил Васильевич Ломоносов поистине является самой яркой фигурой эпохи русского классицизма. Благодаря собственному целеустремленности и упорству он получил блестящее образование, закончив лучшие университеты того времени

Современный лирический поэт Бальмонт справедливо отметил, что Некрасов впервые осмелился создать музыку диссонанса и картину уродства. Консервативный Достоевский не совсем верил в искренность любви Некрасова к людям: он считал, что только славянофилы имеют право говорить в народе. Он также обвинял Некрасова в гордости и даже жадности. Но когда Некрасов был мертв, он написал в своем дневнике: Некрасов - это русский исторический тип, один из самых ярких примеров того, какие противоречия и двусмысленности, которые может достичь российский человек в наш печальный переходный период.

    Ломоносов первым в русской литературе описал четкие правила подбора лексики, соответствующие тому или иному стилю . Сам же автор отдавал предпочтение высокому стилю , т.е. стихотворным одам , написанным в честь определенного события. По мнению поэта, этот жанр как нельзя лучше подходил для описания событий, имеющих историческое значение. Таким образом, с Ломоносова началась новая эпоха в русской культуре, эпоха просвещения и гармонии науки и культуры.

    Сцены из спектаклей по пьесам Мольера

    Но этот человек остается в наших сердцах. В отличие от других лириков, Некрасов читал не только за всю свою жизнь, но и оставался кумиром русской молодежи, пока другой «поэт»не подавил его в 1990-х годах. Нам не нужно упоминать, что эта популярность не была связана с тем, что Некрасов действительно был великим поэтом, как Тютчев или Пушкин, но по предметам, которые не имели ничего общего с поэзией. Истинный поэт был также самым важным идеологом славянофильства Алексея Степановича Хомякова, чьи столь же глубокие и совершенно сформированные стихи вообще не читались.



Таким образом, с Ломоносова началась новая эпоха в русской культуре, эпоха просвещения и гармонии науки и культуры.

  • Таким образом, с Ломоносова началась новая эпоха в русской культуре, эпоха просвещения и гармонии науки и культуры.



Гаврила Романович Державин



Продолжая дело Ломоносова, Державин поэтом, но и просветителем .

  • Продолжая дело Ломоносова, Державин был для русской литературы классицизма не только гениальным поэтом, но и просветителем .

  • Сделав карьеру при дворе, занимаясь политикой и юриспруденцией (что, в общем - то схоже), Гаврила Романович Державин сумел так же не растратить и своего литературного таланта.



ода «Фелица»,

  • В его творчестве отчетливо видны два периода. В ранней творческой деятельности он шел по стопам Ломоносова, воспринимая созданный им стиль, как образец для подражания. Наиболее важной работой этого периода является ода «Фелица», в которой воспевается царица-просветительница, умная, активная, отдающая все свои силы на благо народа.

  • В более поздний период Державин обращается к рационализму и размеренности сельской жизни, воспевая трудолюбие, единство человека и природы. Он одним из первых воспринимает идеалы дворянского просветительства и прилагает все усилия для воплощения их в жизнь.



Будучи человеком патриотичным, приверженцем государственности, Державин стремился быть полезным своей стране не только своим литературным вкладом в ее развитие, но и всей своей жизнью, подобно героям многочисленных классических произведений.



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта