Главная » Дом и быт » Работает ли сейчас музей феллини в римини. Изменение настроек приватности

Работает ли сейчас музей феллини в римини. Изменение настроек приватности

Современный Римини – это фешенебельный курортный город на побережье Адриатического моря. Город вырос из небольшого римского поселения Арминиум; в Средние века являлся довольно крупным портовым городом, из-за чего за Римини закрепилась слава «ворот Италии».Фото и описание самых лучших достопримечательностей, что стоит посмотреть, смотрите ниже.

Современные здания соседствуют с историческими культурными и архитектурными достопримечательностями, без знакомства с которыми не обходится ни одна экскурсия по Римини.

Парк развлечений «Фирабиландия»

Старейший тематический парк Италии – «Сказочная страна» – был открыт в 1965 году. Парк поделен на несколько тематических зон – Магическая деревня, Замок волшебника Мерлина, Заря человечества, Планетарий и другие. Девочки могут почувствовать себя Белоснежкой в волшебном лесу, а мальчики – поплавать на настоящем пиратском корабле.

Более 30 аттракционов не оставят равнодушными как детей, так и взрослых посетителей парка. Многочисленные бары и рестораны оформлены в духе расположенных рядом тематических площадок.

Адрес : Via Cardano 15, 47924 Rimini, Italia

Телефон : +39 0541 372 064

Режим работы : парк начинает работу в 9, а заканчивает в 17 часов (в высокий сезон время работы продлевается до 23.00).

Стоимость : 23 евро. Пенсионерам – 20 евро, групповые экскурсии 10-16 евро, дети – от 6 до 16 евро.

Храм Святого Франциска (он же – храм Сан-Франческо, он же Темпио Малатестиано) — сердце исторической части Римини. Архитектурный шедевр середины XIII века, выполненный в готическом стиле, является одной из главных достопримечательностей города. Церковь Сан-Франческо изначально служила храмом ордена францисканцев. До нашего времени относительно неплохо сохранились фрески, авторство которых принадлежит самому Джотто.

Кафедральный собор Римини носит имя Сигизмунда Малатесты, по инициативе которого в XV веке в храме начались реставрационные работы. В XV веке Малатеста поручил перестроить храм, превратив его в семейный мавзолей для себя и жены, но по ряду причин эта идея не была доведена до конца – мавзолей так и остался недостроенным.

Гробница самого Сигизмунда Малатесты находится неподалеку от входа, а далее – 7 часовен с могилами наиболее уважаемых жителей Римини. В одной из часовен хранится уникальное панорамное полотно, изображавшее Римини XV века.

Адрес : Via IV Novembre 35, Rimini, Italy

Телефон : +39 54151130

Режим работы : с понедельника по субботу с 8 до 19 часов (перерыв с 13.00 до 15.00).

Стоимость : вход бесплатный.

Одна из древнейших триумфальных арок на территории Италии, воздвигнутая в 27 году до нашей эры в честь младшего сына императора Октавиана Августа (сына Юлия Цезаря). В древности служила Южными воротами в крепостной стене, защищавшей город от нашествия врагов. Ранее арку венчала четверка коней, которой управлял сам император Октавиан Август, но до нашего времени сохранились лишь каменные зубцы, а саму арку украшают медальоны с изображением древнеримских богов.

Адрес : Via Bastioni Orientali, 16, Rimini, Italy

Режим работы : круглосуточно

Стоимость : бесплатно.

Роскошный фешенебельный отель 5* в Римини славится своим звездным постояльцем – именно здесь проживал великий Федерико Феллини. По истории, построен отель был еще в начале XX века, в 1908 году. Изначально крышу венчали два огромных купола, но пожар 1920 года полностью их уничтожил, после чего решено было их не восстанавливать.

Отель оборудован по последнему слову техники, а интерьер украшен предметами антиквариата, привезенных из Венеции и Франции. Гостиница с 1994 года находится под охраной Департамента искусств.

Кстати, в Римини это единственный отель высокого класса, имеющий свой собственный пляж – это обстоятельство делает отель популярнейшим местом среди туристов, особенно в летнее время.

Адрес : Parco Fellini 1, 47900, Rimini, Italy

Телефон : + 39 0541 56000

Режим работы : круглосуточно

Минимальная стоимость номеров в Гранд Отеле – 7380 рублей в сутки. В гостиничных номерах допускается размещение с небольшими домашними животными.

Мост считается символом в Римини (изображен на его гербе). Этот мост – единственная уцелевшая переправа через небольшую реку Мареккья, которая чудом сохранилась во времена Второй мировой войны.

Местные жители называют его «мостом дьявола», считая, что в строительстве моста по-легенде принимал участие сам Сатана. Поверье это возникло из-за оставленных на перилах странных отметок, напоминающих след козла (хотя на самом деле это всего лишь пазы для укрепления шкива, оставленные во время строительства).

Кстати, мост, которому уже более 2-х тысяч лет, и сегодня используется по его прямому назначению.

С мостом связано еще одно поверье – итальянцы считают, что те влюбленные, которые перейдут мост, держась за руки, не расстанутся и проживут долгую счастливую жизнь.

Адрес : Viale Tiberio, 11, Rimini, Italy

Режим работы : в любое время

Стоимость : вход свободный

Первые в мире парк миниатюр был открыт в Италии, в Римини в 1970 году. На площади более 85 га представлены все наиболее известные модели архитектурных сооружений и памятников Италии, а также Европы. Особенно пользуется спросом тематическая зона Венеции – здесь можно прокатиться на лодке по мини-каналу. Для детей работает интерактивная школа дайверов, где выдается настоящий сертификат дайвера, а для любителей научных открытий работает интерактивная лаборатория «Science Fun Fair».

Здесь же собрана коллекция карликовых деревьев, копирующая флору Италии.

В парке развлечений можно не только осмотреть архитектурные шедевры в масштабе 1:25, но и прокатиться на всевозможных аттракционах. Катание на самих аттракционах бесплатно, платить нужно лишь за посещение многочисленных кафе и ресторанов.

Адрес : Via Popilia, 239, Rimini, Italy

Телефон : +39 541736736

Режим работы : парк начинает работу с 9 утра, а заканчивает с заходом солнца, четкого времени закрытия не существует.

Стоимость : билет стоит 20 евро. Дети, чей рост не превышает 1 метр, проходят бесплатно.

Замок Сиджизмундо (или крепость Малатесты) является бывшей резиденцией правителя Сигизмунда Малатесты. Выстроен замок в 40-х годах XV века, причем, судя по записям, Малатеста сам закладывал фундамент и участвовал в разработке проекта замка. Об этом гласит сохранившаяся надпись над центральным входом. Массивное каменное сооружение с зубчатыми башнями местами сохранилось практически нетронутым, а некоторые части дворца пришлось реставрировать.

На территории замка сегодня располагается Этнографический музей Римини, где хранится богатейшая коллекция предметов искусства не только Европы, но и стран Америки, Азии и Африки.

Посетить замок Малатеста можно и бесплатно, для этого нужно, чтобы собралась группа свыше 15 человек.

Музей, открытый в Римини в 2004 году, целиком и полностью посвящен творческому наследию великого итальянского режиссера Ф.Феллини. Собственно, музей – это дом, где родился и вырос Феллини. В помещениях музея собраны многочисленные награды, фотографии, а также некоторые личные вещи режиссера: костюмы кинохудожника, сценографические наброски, заметки. Здесь же, на первом этаже музея, проходят различные культурные мероприятия и выставки, посвященные Феллини и искусству итальянского кино.

Сегодня любой желающий может побывать в доме Мастера и приобщиться к наследию гениального режиссера.

Адрес : Via Nigra 26, 47923 Rimini, Italia.

Телефон : +39 0541 503 03

Режим работы :

  • Со вторника по пятницу музей открыт с 16 до 19 часов,
  • По выходным – с 10 до 12 часов и с 16 до 19 часов.
  • Понедельник – выходной.

Стоимость : вход свободный

5 фактов о Римини:

  • Римини – еще и крупнейший центр развлечений в Италии, здесь находится множество различного рода дискотек и клубов, а ночная жизнь – яркая и насыщенная.
  • Здесь находится знаменитый Рубикон – река, протекающая к северу от Римини. Именно здесь Цезарем принималось важнейшее решение о дальнейших сражениях, откуда и пошло выражение «перейти Рубикон», то есть, принять важное решение.
  • В Римини долгое время работал художник Джотто (до сих пор сохранилась его работа «Распятие», находится в Храме Малатесты).
  • Мост Тиберия – единственный мост, который не удалось разрушить во время Второй мировой войны.
  • Неподалеку от Римини находится парк развлечений «Мирабиландия» — третий по величине парк развлечений в Европе (после «Диснейленда» в Париже и «Порт-Авентуры» в Испании).

Конечно, наиболее полное впечатление о городе можно составить, лишь совершив прогулку по нему. Но в любом случае – посетившие Римини разочарованы не будут: множество первоклассных отелей, чистых пляжей, отличных дискотек, торговых центров и ярких достопримечательностей превратят отдых в наслаждение.

Город Римини неразрывно связан с именем великого итальянского режиссера Федерико Феллини: здесь он родился, вырос, этот город он воссоздавал в своих фильмах, здесь он нашел свой последний приют.

Прогулку по местам Феллини обязательно нужно начать с городской набережной. Именно сюда приезжали «маменькины сынки», не зная чем заняться долгими зимними вечерами. Именно здесь один из героев фильма «Амаркорд» произносит фразу: «Дед мой делал кирпичи, отец мой делал кирпичи и я делаю кирпичи, но где же мой собственный дом?»


Как и в прошлые времена в порту собираются мужчины, чтобы порыбачить и посудачить.


Largo Ruggero Boscovich на карте

Пройдя вдоль берега по набережной, можно выйти к парку имени великого Федерико Феллини, в котором стоит довольно странный, но при этом запоминающейся памятник-фотоаппарат.


Parco Federico Fellini на карте

Своимda PensieriParole

Своим фасадом на парк Феллини выглядывает один из символов Римини — легендарный Гранд Отель. Здесь даже в наше время сохраняется атмосфера начала ХХ века, когда совсем юный Федерико прибегал к шикарному зданию отеля, чтобы пофантазировать о приезжих, которые в нем останавливались, и помечать о жизни в роскоши. Будучи уже всемирно известным, Федерико Феллини со своей супругой Джульеттой Мазиной останавливались в одном и том же номере — 316. Здесь он вспоминал свое детство и часами сидел в холле отеля, наблюдая за постояльцами и разгадывая их судьбы. В этом же отеле в августе 1993 года с Федерико случился инсульт, от которого он так и не смог оправиться. С тех пор обстановка его номера осталась неизменной, и гости, желающие прочувствовать атмосферу, в которой пребывал великий режиссер, могут в нем остановиться.

От парка Феллини в сторону городского вокзала отходит улица Принчипе Амедео, украшенная богатыми виллами, которые помнят молодого Федерико и его родителей.

Именно в этом районе родился человек, которому было суждено изменить историю мирового кино. На улице Дарданелли, в доме под номером 10, он впервые открыл глаза во вторник 20 января 1920 года, в 21:30, в семье обеспеченного коммивояжера Урбано Феллини и домохозяйки Иды Барбьяни, которые за месяц до этого переехали в Римини.

Атмосферу итальянской семьи и быта того времени Федерико Феллини поэтично передал в фильме Амаркорд, главным героем которого он сделал своего друга Луиджи Бенци по прозвищу Титту, когда-то жившего на улице Рома, 41

Семья Феллини часто меняла свое место жительство, но одним из самых важных адресов для режиссера оставался дом номер 9 по улице Клементини, именно с ним связана история его первой любви к Бьянкини. Из этого дома он спускался с балкона по простыням навстречу своим первым приключениям.

Недалеко от этого дома находится та лавка, в которой, когда-то предприимчивый Федерико и его друг Демос Бонини открыли магазин рисунков ФеБо, где они продавали шаржи и писали портреты местных дам, работая подчас на дому у заказчиц.

Если пройти по улице Темпио Малатестиано до площади Феррари, то можно выйти к гимназии имени Юлия Цезаря, воспроизведенной в фильме «Амаркорд». Именно здесь Федерико познакомился со своим другом Луиджи «Титта» Бенци, здесь они прятались от директора, прозванного Зевсом, за его рост и силу, с которой он раздавал пинки непослушным детям своей ступней «размером с автомобиль».

Перед гимназией на площади Феррари находится знаменательный памятник павшим во время Первой мировой войны. По словам самого Федерико Феллини, он со своими друзьями чуть ли не каждый день прибегал к этому памятнику, чтобы насладиться видом обнаженных фигур, которые ему потом снились по ночам.

А на соседней площади Кавур можно встретить фонтан «Шишка», ставший одним из символов фильма «Амаркорд» благодаря сцене игры в снежки, в которой мальчишкой снимался Эрос Рамазотти, а также незабываемым кадрам с павлином, распускающим свой хвост на краю фонтана.

От площади Кавур до моста Тиберия можно встретить еще два важных памятника жизни режиссера, воспроизведенные в его бессмертной ленте. Это кинотеатр «Фульгор», в котором маленький Федерико на коленях у отца посмотрел свой первый фильм «Мацист в аду», навсегда влюбившись в киноискусство. Сейчас кинотеатр находится на реставрации, готовясь принять Фонд и музей Федерико Феллини.

На этой же улице находится величественная церковь Санта-Мария-дей-Серви, в которую на исповеди и прячастие ходили и режиссер, и герой его фильма — Титта.

Однажды приятель Феллини, Бедасси, поспорил на десять лир, что сможет просидеть зимой всю ночь в этой церкви, взяв с собой две свиные сардельки и килограм гороха. На утро первые прихожане услышали храп из исповедальни. Когда Бедасси разбудили, первая фраза, которую он произнес, была: «Мама, дай мне латтемакьято»

Piazzetta dei Servi, 1-4

За мостом Тиберия начинается совсем другой Римини — район Сан-Джулиано. В детстве Федерико здесь гулял не часто. Это было место, где жили небогатые рыбаки и делать там особенно было нечего. Но когда в послевоенные годы он вернулся в свой родной город, изуродованный войной, именно в этом районе он находил покой и утешение. Тут мало что изменилось за последние десятилетия, и на тихих кривых улочках Сан-Джулиано Феллини мечтал жить на старость лет в небольшом доме. Дом был куплен, но пожить в нем он так и не успел.

Нажимая мышью на любое место на нашем сайте или нажимая «Принять», вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов и других технологий обработки персональных данных. Вы можете изменить свои настройки приватности. Cookie-файлы используются нами и нашими проверенными партнерами для анализа, улучшения и персонализации вашего пользовательского опыта на сайт. Кроме того, эти cookie-файлы используются для таргетированной рекламы, которую вы видите как на нашем сайте, так и на других платформах.

Да-да, именно в Римини находится знаменитый квартал Феллини – место, где родился и провел свою юность великий режиссер. Квартал официально называется район Сан-Джулиано, и всё здесь пропитано духом кинематографа и навеяно фильмами Федерико Феллини.

Местные жители очень гордятся таким культурным наследием и уже по прилету в Римини можно увидеть в аэропорту афиши популярных фильмов Феллини, некогда висевшие в кинотеатрах по всему миру.

И, к слову сказать, в Римини есть не только квартал, носящий имя известного режиссера, но и отель, в котором он останавливался, и даже парк. Поэтому, отдыхая на побережье Адриатического моря в этом чудесном городке, невозможно не окунуться в мир жизни и творчества выдающегося режиссера 20 века.

Не пожалейте времени и побродите по кварталу, полюбуйтесь фресками, выполненными прямо на фасадах домов и, не упуская шанс погрузиться в аутентичную атмосферу, пересмотрите «Амаркорд» или «8 с половиной»…

История возникновения квартала Феллини

Район Сан-Джулиано в прошлом был пригородом Римини, где жили обычные итальянские рыбаки, зарабатывавшие на жизнь одним ремеслом. Район считался бедным и неблагополучным с самого начала своего основания и на протяжении около 400 лет.

Вряд ли кто-то тогда мог предположить, что в таком месте родится будущий великий режиссер, который внесет огромный вклад в мировой кинематограф и станет обладателем пяти премий «Оскар» и «золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля.

Район Сан-Джулиано всегда был излюбленным местом режиссера. После того как Федерико Феллини добился известности, этот квартал стал знаменитым и со временем полностью преобразился.

Режиссер любил приезжать сюда, окунаясь в атмосферу покоя и умиротворения, наслаждаясь уединением со своей любовью — Джульеттой Мазиной. Именно в районе Сан-Джулиано режиссер мечтал приобрести дом, чтобы спокойно отдыхать в старости.

Судьба сложилась так, что купить дом здесь ему удалось, но вот пожить в нем – увы, уже нет. Знаменитый дом Федерико Феллини находится по адресу Via San Giuliano, 71 и сейчас принадлежит его племяннику.

Архитектура квартала Феллини

Современный квартал выглядит отреставрированным, чистым и ухоженным – с разноцветными домами, цветами на подоконниках, маленькими садиками, узкими улочками, романтическими кафешками на углу, которых здесь очень мало. Всё-таки это жилой квартал. И, может быть, поэтому здесь так спокойно.

Невысокие дома украшены фресками, изображающими эпизоды из фильмов Федерико Феллини. Многие из них посвящены морской тематике, что погружает зрителя в старинную атмосферу той самой рыбацкой деревушки, которая была здесь когда-то.

Изысканность и утонченность фильмов Феллини, переданная через фрески на домах, смешиваясь с историей района, добавляет особый колорит этому знаменитому кварталу. Здесь очень тихо и по-настоящему уютно.

Фестиваль и местные обычаи

Помимо того, что квартал Сан-Джулиано привлекает своей неповторимостью, уютом и духом времени, здесь каждые два года проводится праздник Festa de’ Borg.

Это необычный фестиваль. Он посвящен Федерико Феллини и позволяет каждому жителю запечатлеть на своем доме какой-либо эпизод из жизни или фильмов итальянского режиссера. Поэтому с каждым проведенным праздником фресок, называемых муралис, становится всё больше.

Квартал также примечателен тем, что здесь чтят традиции прошлого и помнят, как жили прадеды современных горожан. До сих пор местные жители предпочитают обедать не в кафе или у себя дома, а собираясь на небольших площадях. Это чем-то напоминает пикник – каждый приносит какое-нибудь свое угощение и разделяет веселую итальянскую трапезу с другими горожанами.

В 1843 г. в захолустном городке Римини, с благословения кардинала Казони, был открыт первый общественный пляж - три мужских и три женских купальни. Сегодня Римини называют летней столицей Адриатики. Город с населением 130 000 человек ежедневно принимает в разгар сезона более 100 000 гостей со всей Европы! Римини - это полторы тысячи отелей и почти тысяча ресторанов, растянувшиеся на 15 километров широкие пляжи, шумная «променада», дискотеки, дельфинарий.

Saluti da Rimini!!!

На оживленном международном курорте можно отлично провести недельку-другую, купаясь в море и прогуливаясь возле комфортабельных, но, в общем-то, однотипных отелей, и уехать... так и не соприкоснувшись с культурой Италии. А между тем неподалеку от благоустроенной курортной зоны вас ждет совсем другой Римини - подлинный итальянский город с двухтысячелетней историей.

Ориентироваться в Римини легко, памятники старины расположены поблизости друг от друга, поэтому экскурсия займет не больше трех-четырех часов. Если начать прогулку пораньше, она не будет утомительной даже в жаркий день. Отправиться в Римини рано утром следует еще и потому, что храм Малатеста, в который обязательно надо попасть, закрывается в полдень на три часа.

Арка императора Августа
Фото автора

Архитектурные достопримечательности города немногочисленны, но очень интересны. О тех временах, когда Римини носил название Ариминий и был главной гаванью римского флота на Адриатике, напоминают триумфальная арка императора Октавиана Августа (27 г. до н.э.) и мост императора Тиберия (21 г. н.э.). Эти памятники римской античности с двух сторон замыкают широкую Corso d’Augusto, которая пересекает старый город с юга на север.

От арки Августа начиналась дорога на Рим - Via Flaminia. Эту самую древнюю из сохранившихся в Италии триумфальных арок первоначально венчала квадрига - четверка рвущихся ввысь коней, которой управлял сам император Август. В 10 в. квадригу сменило характерное для Средневековья зубчатое завершение из кирпича. Арка стала выглядеть довольно причудливо, но жители Римини гордятся тем, что их арка - единственная в своем роде. Фасады арки украшают четыре рельефных медальона с изображениями античных богов: Зевса, Аполлона, Нептуна и Минервы. К востоку от арки, в приятном парке Alcide Cervi, сохранились остатки средневековых городских стен. В свое время арка - южные ворота города - была частью этих укреплений.

Пятиарочный мост императора Тиберия вот уже две тысячи лет успешно служит не только пешеходам, но и транспорту, соединяя берега небольшой реки Марешии (Marecchia ). Глядя, как по древнему мосту несутся машины, нельзя не восхититься основательностью римских построек. Мощные опоры моста были снабжены особыми каменными «шпорами», которые замедляли течение. Очевидно, во времена римских императоров Марешия была гораздо более полноводной рекой.

А вот от реки Рубикон, протекавшей некогда к северу от города, не осталось и следа. Зато во многих европейских языках сохранилось крылатое выражение «перейти Рубикон», т.е. принять рискованное бесповоротное решение. История этого выражения такова. Римский полководец Гай Юлий Цезарь одержал в 50-е гг. до н.э. блестящие военные победы и стремился захватить верховную власть в Риме. Сенат запретил ему возглавлять войска в пределах Италии, однако Цезарь, возвращаясь в 49 г. до н.э. из удачного похода в Галлию, нарушил запрет. По преданию, он воскликнул "Жребий брошен!" (Alea j acta est !) и дал приказ войскам переправиться через реку Рубикон, которая служила границей между Галлией и Италией. Это стало первым шагом на пути Цезаря к власти над Римом.

Мост императора Тиберия
Фото: hot-shop-blog.livejournal.com/2009/02/23/

После падения Римской империи в городе долгое время не происходило ничего примечательного. На рубеже 12-13 столетий Римини становится свободным городом-республикой. Несколько могущественных семейств борются за власть, в том числе род Малатеста, с которым связаны самые яркие страницы в истории города. Первая из них - трагическая история любви Франчески да Полента, дочери правителя Равенны, и Паоло Малатеста. Около 1275 г. юную Франческу из политических соображений выдали замуж за Джиованни (Джанчотто) Малатеста, злобного хромого уродца. Но Франческа полюбила младшего брата своего мужа, красавца Паоло. Когда Джиованни узнал об измене жены, он убил обоих.

За семь столетий скупые исторические факты расцветились живыми деталями. Рассказывают, что отец и будущий свекор коварно обманули Франческу: в Равенну в роли жениха приезжал Паоло, и лишь очутившись в Римини, девушка узнала, кто ее суженый. С душераздирающими подробностями описывает предание сцену убийства. В то время как Джиованни ломился в запертую спальню, Паоло пытался скрыться через потайную дверцу, но зацепился плащом за дверной крюк. Когда оскорбленный супруг ворвался в спальню и бросился с кинжалом на Паоло, Франческа встала между мужем и возлюбленным и приняла смертельный удар на себя. Но ей не удалось спасти Паоло: убив жену, Джиованни заколол брата.

Достоверно не известно, где именно случилось кровавое происшествие. Историки склоняются к тому, что Джиованни, скорее всего, убил жену и брата во дворце Малатеста в Римини, который не сохранился до наших дней. Но возможно, местом действия этой давней трагедии была романтическая крепость Градара в окрестностях Римини. Во всяком случае, в самом городке Градара в этом не сомневаются. Хотя крепость многократно перестраивалась, вам непременно покажут спальню Франчески с потайной дверцей, в местных ресторанах предложат блюда, названные в честь несчастных любовников, например, равиоли «Паоло и Франческа», ну и, конечно, подробно расскажут историю убийства.

Гюстав Доре. Паоло и Франческа.
Иллюстрация к «Божественной комедии» Данте Алигьери. 1860-е гг.

Впрочем, никакие трогательные легенды о любви Паоло и Франчески не впечатляют так глубоко, как строки из «Божественной комедии» Данте Алигьери. В самом начале 14 столетия, когда поэт писал первую часть «Божественной комедии» - «Ад», история любовников из Римини была хорошо памятна современникам, поэтому Данте не счел нужным ее пересказывать. Он сосредоточился не на событиях, а на чувствах.

Во втором круге ада мучаются терзаемые адским вихрем сладострастники - «те, кого земная плоть звала, кто предал разум власти наслаждений». Поэт видит две неразлучные тени - Франческу и Паоло. Дух Франчески, «томимый страшным гнетом», рассказывает о том, как юные грешники полюбили друг друга. Это горестное повествование о зарождающейся любви считается вершиной итальянской поэзии:

«Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым».

Стихи Данте и прекрасная гравюра Гюстава Доре, иллюстратора «Божественной комедии», произвели сильнейшее впечатление на П.И Чайковского. В 1876 г. композитор создал симфоническую фантазию «Франческа да Римини». Музыка Чайковского заново раскрыла перед русской публикой трагическую историю, которая произошла в незапамятные времена в далеком итальянском городе. «До слез Чайковский потрясал судьбой Паоло и Франчески», - писал Борис Пастернак. Лет сто назад при слове «Римини» русские интеллигенты вспоминали не о провинциальном курорте, а о великой любви Франчески и Паоло:

«В твоем в века вонзенном имени,
Хранимом - клад в лесу - людьми,
Кто с дрожью не расслышит, Римини,
Струн, скрученных из жил любви».
/ Валерий Брюсов/.

П.И Чайковский. «Франческа да Римини»
Симфонический оркестр Капеллы Санкт-Петербурга. Дирижер - Александр Чернушенко. 2011.

Но вернемся в ренессансный Римини. Вскоре после трагедии в семействе Джиованни, в самом конце 13 столетия, Малатеста побеждают в борьбе за власть. Два века, вплоть до 1503 г., были они правителями Римини. Самый известный представитель династии - Сиджизмондо, владетель Римини с 1432 по 1469 г. Это был исключительно колоритный человек, напоминающий злодеев из шекспировских пьес. Бесстрашный полководец и дерзкий безбожник, он был отлучен от церкви папой Пием II за военное вторжение в папскую область. Прослыв среди современников жестоким и вероломным тираном, он был в то же время тонким ценителем искусства, покровителем художников и поэтов. Сиджизмондо приговорил к казни свою первую жену, собственноручно задушил вторую и боготворил третью - Изотту дельи Атти.

Ничем не примечательную готическую церковь Сан-Франческо в Римини Сиджизмондо задумал превратить в великолепную фамильную усыпальницу. Проект не был осуществлен до конца, однако почтительное упоминание об этой постройке вы найдете в любом солидном сочинении об искусстве итальянского Возрождения. Еще бы! Храм Малатеста (Temp i o Malatestiano ) создавался по проекту Леона Баттиста Альберти (1404-1472), а каждое из немногочисленных произведений этого мастера бесценно для европейской архитектуры.

Пьеро делла Франческо. Портрет Сиджизмондо Малатеста. 1450 г.

Когда говорят о гениях-универсалах Ренессанса, Альберти обычно сравнивают с Леонардо да Винчи. Широта его интересов и многогранность дарований поистине поразительны. «Скажи мне, чего не знал этот человек?» - восхищенно писал о нем один из современников. Альберти создал трактаты об общественной жизни и о семейных устоях, о внутреннем мире человека и об этике, об экономике и юриспруденции, сочинял стихи, комедии, басни. Его «Математические забавы» свидетельствуют об основательных познаниях автора в области математики, оптики, механики. Он придумал прибор для измерения влажности воздуха и остроумный механизм для подъема со дна затонувших кораблей, интересовался коневодством, земледелием, тайнами шифра, женской косметикой... Трактаты Альберти «О живописи», «О статуе» и, в особенности, главный труд жизни - «Десять книг о зодчестве» - сделали его ключевой фигурой раннего Ренессанса, признанным теоретиком искусства не только в Италии, но и во всей Европе. Альберти разрабатывал учения о перспективе, о «золотом сечении», о пропорциях. Он вывел простое и емкое определение красоты, не утратившее актуальности в наши дни: «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, - такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже».

Церковь Сан-Франческо (храм Малатеста)
Фото автора

Альберти преклонялся перед античностью, и в своих архитектурных проектах стремился к классическому стилю с четкими геометрическими формами, строгой планировкой зданий и сдержанным оформлением. Но обращение Альберти к античному зодчеству ни в коем случае не было простым копированием. Главное, чему учил своих современников и последователей Альберти, - творчески относиться к архитектурным традициям прошлого. Его проекты, будь то Палаццо Ручеллаи и фасад церкви Санта Мария Новелла в великолепной Флоренции или храм Малатеста в маленьком Римини, стали новым словом в итальянской архитектуре. Исследователи даже считают, что в Римини зодчий свободнее и смелее осуществлял свою программу возрождения римской античной архитектуры, чем во Флоренции.

Альберти был приглашен работать над реконструкцией церкви Сан-Франческо около 1450 г. По его проекту была выполнена деревянная модель храма: архитектор намеривался возвести с трех сторон новые фасады, радикально перестроить алтарную часть и увенчать здание большим куполом. Альберти очень внимательно следил из Рима за ходом работ, которые по его указаниям вел местный мастер - прекрасный миниатюрист и медальер Маттео де Пасти. Так, в одном из писем Альберти просил де Пасти не изменять ни одной детали в проекте храма, иначе «будет нарушена вся эта музыка». К сожалению, строительство было приостановлено в 1460-е гг., когда Сиджизмондо Малатеста начал терять свое могущество. Но и без купола, с незаконченным главным фасадом, небольшой беломраморный храм Малатеста поражает своей благородной красотой и пропорциональностью.

Интерьер церкви Сан-Франческо
Фото автора

Античный мотив, который вдохновил Альберти, легко узнается - это триумфальная арка императора Августа, расположенная неподалеку. Архитектор трижды повторяет форму арки в главном фасаде храма, не забыты даже круглые медальоны. Однако только средняя арка выполняет свое прямое назначение, т.е. служит для торжественного оформления входа в храм. Боковые арки просто наложены на гладкую плоскость стены. Лишенные функциональности, они превращаются в выразительный декоративный элемент и служат для ритмической организации фасада. В расчлененных нишами боковых фасадах тема арки продолжается, но звучит уже по-иному.

Отметим, что использование античных архитектурных форм было важнейшей проблемой для зодчих итальянского Ренессанса. К середине 15-го столетия тут уже накопился изрядный опыт, но идея Альберти оформить фасады храма повторяющимися арками была для того времени очень оригинальна.

Надо сказать, что в лице своего заказчика - неистового Сиджизмондо Малатеста - Альберти нашел единомышленника. Малатеста был восторженным почитателем античности. Оформленный с большим вкусом интерьер Temp i o Malatestiano наводит на мысли не о христианском храме, а о языческом святилище. Вы, конечно, увидите тут традиционные для христианства образы - чудесную фреску Пьеро делла Франческа, на которой властитель Римини (вопреки историческим свидетельствам, представленный благостно-просветленным) преклоняет колена перед своим патроном св. Сиджизмондо; увидите строгое распятие, написанное художником школы Джотто, но атмосферу храма создают совсем другие произведения. Здесь мерцают всеми оттенками мрамора - от белоснежного до черного - сто рельефов, пятьсот эмблем, двадцать статуй и несколько пышных надгробий. Авторами этого великолепного убранства были скульптор Аугостино Дуччо и уже известный нам Маттео де Пасти.

Площадь Кавур (Piazza Cavour )
Фото автора

Пространство храма расчленено на восемь капелл. В первой от входа капелле справа мы увидим мраморный саркофаг самого Сиджизмондо, а во второй, украшенной с особой роскошью, - саркофаг Изотты, который поддерживают на спинах черные мраморные слоны, геральдические животные рода Малатеста. Над саркофагом помещена надпись на латыни, которая не оставляет сомнений в том, какому божеству посвящен храм: Divae Isottae Sacrum (Божественной Изотты святилище). Надпись эта в свое время навлекла на Сиджизмондо обвинение в святотатстве. Впрочем, его и без того нелестной репутации мало что могло повредить. Справедливости ради отметим, что надгробиям несчастных предшественниц «божественной Изотты» тоже нашлось место во второй капелле слева, украшенной прелестными рельефами с играющими ангелочками.

В капелле Планет (третья справа) вы увидите виртуозные барельефы с изображением знаков зодиака, а на барельефах в капелле Свободных искусств (третья слева) - аллегорические фигуры прекрасных девушек, олицетворяющие различные науки и искусства. Венки, гирлянды плодов и листьев, орнаменты, в которых часто встречается переплетение букв « I » и « S », довершают оформление этого удивительного храма-усыпальницы.

Фонтан на площади Кавур
Фото автора

С именем Сиджизмондо связан еще один памятник Римини - мрачноватый замок Малатеста (Castello Malatestiano ), в котором ныне расположен Музей неевропейских культур. К замку примыкает площадь Кавур (Piazza Cavour ), на которую выходят фасады трех дворцов 13-16 вв. Мощные аркады дворцов, статуя папы Павла V с воздетой для благословения рукой, затейливый беломраморный фонтан 16-го столетия, который восхитил Леонардо да Винчи, - все это придает пустынной просторной площади особое настроение. Она, пожалуй, похожа на театральную сцену, давно оставленную актерами. Совсем иная, оживленно-праздничная атмосфера царит на площади Tre Martini . Здесь над магазинчиками и яркими зонтиками уличных кафе возвышается часовая башня 16-го столетия - Torre dell ’ Orologio .

Афиша к фильму "Амаркорд"

Прогулка по центру старого Римини будет особенно интересна любителям кино: ведь это город, увековеченный Феллини. 20 января 1920 года в Римини родился гений итальянского кино, режиссер Федерико Феллини. Семнадцатилетним юношей Феллини уехал в Рим, но с городом детства он не расставался никогда.
Римини жил в его сердце.
Родному городу режиссер посвятил одну из лучших своих лент - «Амаркорд» (1973). «Amarcord» на диалекте провинции Романья означает «я вспоминаю» (mi ricordo). Слова «я вспоминаю» можно поставить эпиграфом ко всему творчеству Феллини. Из фильма в фильм переносил режиссер образы, запечатлевшиеся в его памяти с детских лет. Когда Феллини говорил, что во всех картинах он снимает свой Римини, это не было преувеличением.

Сцены из фильма «Амаркорд»

В «Амаркорде» Феллини рассказывает о себе - взрослеющем мальчике, об итальянской истории, которая во времена его детства обернулась оскалом фашизма, и, конечно же, о Римини и его жителях, добрых милых чудаках. Мы узнаем на экране площадь, которая похожа одновременно и на Piazza Cavour , и на Piazza Tre Martini . Пышное здание кинотеатра « Fulgor » на Corso D ’ Augusto , который был для Федерико главным местом в городе, возникает не только в «Амаркорде», но и в других картинах маэстро. Построенный в 1908 г. роскошный пятизвездочный Grand Hotel в старой части курорта режиссер сделал местом действия самых запоминающихся сцен фильма «Амаркорд». Сегодня парк перед отелем носит имя Феллини (Parco Fellini ), а владельцы отеля не устают подчеркивать, что благодаря гениальному уроженцу Римини отель вошел в историю киноискусства и стал всемирно знаменит.

Сцены из фильма «Амаркорд»

Режиссер завещал, чтобы его похоронили в родном городе. Надгробие Федерико Феллини и его жены, актрисы Джульетты Мазины, на городском кладбище Римини стало местом паломничества. Да и весь Римини постепенно превращается в мемориальный центр Феллини. В ноябре 2004 года в городе был открыт музей Феллини. Здесь собраны все его фильмы и подготовительные материалы к ним (в том числе кадры, исключенные из окончательных вариантов), записки и рисунки Феллини, афиши, посвященные режиссеру книги, материалы из архивов. В музее вы можете увидеть фотографии довоенного Римини, такого, каким его помнил Феллини, и сравнить их с кадрами из «Амаркорда». И возможно, вам, так же как и великому режиссеру, на миг покажется, что нет на земле места удивительней и прекрасней, чем этот обычный итальянский городок.

Марина Аграновская



Предыдущая статья: Следующая статья:

© 2015 .
О сайте | Контакты
| Карта сайта